В своей практике я допустил только часть из них, другая часть описанных ошибок взята из опыта коллег.
- Сознательное занижение требований к кандидатам при наборе сотрудников в филиал. Дескать, главное запуститься, а потом «дошлифуем» – «не дошлифовывается», приходится менять людей, а это всегда процесс болезненный и затратный, включая недополученную выручку;
- На начальном этапе работы филиалу ставятся слишком простые задачи. В поддавки с филиалом не играем. Задачи филиалу должны ставиться с учетом его уровня развития и всегда с небольшим «запасом», т.е. выше, больше, сложнее, чем наши ожидания о способностях филиала.
- Отсутствие достоверного контроля за движением денежных средств и товаров в филиале. Не потому что украдут, просто репутация ЦО в глазах филиала сильно проиграет. Я всегда стараюсь вести дела так, что в каждый момент времени могу отчитаться за каждую копейку и за каждую единицу имущества переданную в филиалы. (максимум в течении 1 часа, зависит от применяемой информационной системы, то ли все в Excel ведется, то ли есть система учета, например на базе 1С или ERP системы). Бывали случаи при передачи имущества из филиала в филиал, один филиал списал это имущество с 01 счета, а у другого оно не появилось на 01 счете. Курирующий бухгалтер об этом перемещении вполне может не знать, поэтому управляющий филиалами должен четко отслеживать подобные операции.
- Отсутствие Корпоративных стандартов работы филиала и регламентов коммуникации со службами головной компании.
- Отсутствие контроля над мотивацией персонала. Нельзя это полностью отдавать на откуп директору филиала, однако лишать директора филиала влияния на мотивацию сотрудников филиала тоже нельзя.
- Отсутствие настойчивости в требовании к филиалу выполнить то или иное указание. Филиал, он, как ребенок испытывает родителей, постоянно испытывает вас на прочность. Один раз сказали, не сделал, другой раз не сделал и всегда есть благовидный предлог. Главное, не давать спуску, что бы директор и сотрудники филиала поняли, от них не отстанут, до тех пор, пока поручение не будет выполнено. Это надо сделать один раз, это окупается с торицей.
- У филиала должен быть один руководитель. В ЦО бывает много желающих лично отдавать поручения филиалу. Потом поступают жалобы на неуправляемость филиалов: «А, что это они у вас такие бестолковые, поручения через раз выполняют, а то и через два на третий». Точек входа информации и поручений в филиал должно быть мало, регулярных всего две «непосредственный руководитель директора филиала с директором филиала» и «курирующий бухгалтер с бухгалтером филиала».
- Непосредственный руководитель директора филиала ВСЕГДА должен проверять информацию, когда филиал не может выполнить его поручения и ссылается на выполнение поручения вышестоящего руководства. Не ленитесь и не бойтесь узнать у вышестоящего руководства достоверно ли это. И, главное, что точно поручалось. Сами будете в курсе и филиалу поможете наиболее точно выполнить поставленную задачу. Директора филиала воспитываем в духе - Получил указание (поручение) не от непосредственного руководителя, немедленно проинформируй его об этом.