Форма входа

Категории раздела

Новости о Сайте [1]

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Наш опрос

Могут ли филиал и дистирибьютор успешно сотрудничать в регионе на благо головной Компании
Всего ответов: 26

Друзья сайта

  • Принт-ЧГ
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0




    Четверг, 21.11.2024, 10:30
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Сайт о филиалах и для филиалов
    Главная | Регистрация | Вход
    Выбираем организационно-правовую форму.


    При создании филиалов  с нуля (не реорганизация действующей Компании) основные вопросы, которые встают при выборе организационно-правовой формы будущих филиалов – это вопросы минимизации рисков и увеличения доходности для головной компании (собственников бизнеса) и управляемости филиала.  

    Из опыта известно, что в штатной ситуации, когда филиал работает в том режиме, в котором ему положено работать, организационно-правовая форма не имеет особого значения. Выбор организационно-правовой формы и тщательная подготовка документов это страховка или «вовремя подстеленная соломка», которая не допустит или смягчит действия неблагоприятных факторов (внешних или внутренних) в будущем.  Будь то внеочередная налоговая проверка или попытки директора филиала проявить излишнюю самостоятельность.  Чем тщательнее проработаны документы, тем толще слой «соломки» и тем меньше вероятность появления неблагоприятных факторов. Почти все возможные ограничения можно обойти тем или иным способом. Разные ограничения это всего лишь преграды разной высоты. Одно дело перешагнуть через «детский» заборчик, другое карабкаться через трёхметровую изгородь

    Ниже приведена таблица сравнения разных организационно-правовых форм, если их использовать «в лоб» (без специальных доработок документов, специальные доработки документов берут максимум плюсов каждой из форм):

    1.       Филиал, как обособленное подразделение без образования юридического лица

    2.       Региональное подразделение, как самостоятельное юридическое лицо.

     № п/п

    Аспекты деятельности

    Филиал, обособленное подразделение без образования юридического лица

    Юридическое лицо (далее по тексту, ЮЛ)

    1

    Регистрация

    примерно одинаково по количеству документов и срокам

    примерно одинаково по количеству документов и срокам

    2

    Стоимость регистрации

    не требуется оплаты регистрационного сбора

    требуется оплата регистрационного сбора и внесение уставного капитала

    3

    Ответственность Головной компании

    За нарушения филиала ГК несет всю полноту ответственности

    За нарушения отвечает само ЮЛ

    4

    Ответственность директора

    Уровень ответственности рядового работника

    Несет всю полноту ответственности, вплоть до уголовной

    5

    Юридическая степень влияния Головной компании на филиал  (по законодательству)

    Высокая

    -Прямой подчиненный
    -Отсутствие возможности самостоятельного принятия решений
    -Все ТМЦ принадлежат Головной компании
    -Договор о полной материальной ответственности

    Низкая

    не существует (согласно действующему законодательству)

    требуется специальная проработка документов (Устав, договоры)

    6

    Контроль

    Филиал это собственное подразделение, поэтому Головная компания может вмешиваться в любые дела филиала

    Права Головной компании
    в части проверки хозяйственной деятельности должны быть прописаны в Уставе ЮЛ

    7

    внимание со стороны компетентных органов

    Скорее низкое (зависит от региона)

    Скорее высокое (зависит от региона)

    8

    Лицензирование

    Действие всех лицензий Головной компании в равной степени распространяются на филиал

    Требуется оформление собственных лицензий

    9

    Зарегистрированные Торговые марки

    Все права Головной компании на использование торговых марок, символики и т.д. распространяются и на филиал

    Требуется оформлять договора или концессию на право использования для каждого ЮЛ

    10

    Бухгалтерия

    Гл. бух Головной компании более мотивирован следить за учетом в филиале, т.к.его собственный отчет не может быть сдан без отчета филиала, это немного бодрит бухгалтерию.

    Бухгалтерия Головной компании воспринимает проверку состояния бух. учета ЮЛ, как дополнительно нагрузку, даже при небольшом количестве филиалов, может возникнуть необходимость выделить отдельного бухгалтера-ревизора

    11

    Налог на прибыль

    При уплате налога на прибыль есть возможность выбора: либо платить за каждый филиал отдельно, либо за все — консолидировано по месту регистрации Головной компании

    ЮЛ платит все налоги по месту регистрации

    12

    Перемещение товаров и имущества

    не нужно платить НДС и налог на прибыль при передаче имущества (а также товаров) от головного предприятия филиалу и наоборот. А значит, можно избежать многих проблем с налоговыми органами.

    придется уплачивать НДС и налог на прибыль при передаче товаров и имущества Головной компании ЮЛ и наоборот, За исключением взноса имуществом в уставной капитал, но при этом есть необходимость внесения изменений в устав (об увеличении уставного капитала) Требуется специальная проработка документов (договоры)

    13

    Увольнение директора

    Директора филиала придется увольнять, как обычного работника, т.е. при наличии противодействия с его стороны увольнению, придется преодолеть ряд трудностей

    Может быть уволен решением Совета директоров или иного уполномоченного органа, например, за однократное грубое нарушение

     

    Из вышеприведенной таблицы видно, что очевидные плюсы для Головной компании использования ЮЛ согласно п. 3 и п. 4 необходимо усилить плюсами п. 5 и п. 6 заимствованными от обособленного подразделения без образования юридического лица.  В дополнение к этому рассмотрим, как подстраховаться и не передавать товары, предназначенные для реализации в полное хозяйственное распоряжение ЮЛ, при этом, не препятствуя реализации п. 12. Рассмотрим эти пункты.

    1.       Необходимо руководителем ЮЛ назначать Директора (ни в коем случае не Генерального директора, чьи полномочия ограничить не получится согласно действующему законодательству).

    2.       Ограничение полномочий в уставе, вплоть до действия Директора по доверенности и введение управляющего органа полномочного разрешать директору совершать те или иные операции. При этом ограничения должны быть максимальными и разумными, тогда филиал нормально работает. 

    3.       Выстраивание договорных отношений так, что ЮЛ не будет являться собственником товара (агентский договор) и соответственно любое действие не согласованное с принципалом будет нарушением. Одновременно, такие договорные отношения решают задачу с НДС и налогом на прибыль п.12.

    4.       Часто при работе с региональными сетевыми клиентами в их договорах поставки встречается пункт о том, что товар должен быть свободен от прав на него третьих лиц. В этом случае, договор с клиентом заключается от имени ГК, а филиал выполняет роль логистического оператора плюс "обслуживание полки" и работа над заказом такого клиента. На этот случай филиал имеет с ГК договор поручения.

    5.       Если будет необходимость, надо создать совет директоров в каждом ЮЛ из числа ответственных сотрудников ГК (Управляющий филиалами, Коммерческий директор, Директор по продажам и т.д.), которые часто  доступны для подписания соответствующих документов разрешающих действия директора, опять же в рамках своей компетенции.

    6.       Ограничения в устав и договорах, так же помогают на этапе собеседования выбрать лучших кандидатов. Обычно на втором очном собеседовании с соискателем вакансии директора филиала я озвучиваю основные ограничения для директора филиала, прописанные в учредительных документах и договорах, люди не подходящие под эти ограничения сами отсеиваются. Это мне говорит о гибкости, толерантности и лояльности кандидата. 

    7.       Ограничения полномочий директора филиала создают документооборот, согласованных запросов и разрешений в адрес каждого филиала. При нормальном уровне доверия и культуры отношений между директором филиала и его руководителем в ЦО все согласованные документы отправляются в филиал по факсу или сканы по электронке, оригиналы с ближайшей почтой (обычно чаще одного раза в месяц).

    a.       Совет: Сразу заводите картотеку электронную со сканами документов или их копии на бумажных носителях. Храним документы, столько сколько требуется, и каждый год отправляем их в архив после очередного подведения итогов года.

    b.      Совет: Для быстрого сканирования документов можно использовать офисный факс имея факс-модем в рабочем компьютере.  Прогоняем всю пачку и получаем сканы для рассылки по филиалам и для хранения.

    Если филиалы создаются вновь, то введение и осуществление такого многоступенчатого контроля проходит естественно и легко, потому, что воспринимается, как данность. Если это нововведение в уже существующей филиальной сети, то необходимо немного разъяснительной работы и  директора филиалов легко принимают эти перемены. Если разъяснительная работа проводится на должном уровне, то мы получаем дополнительную мотивацию к работе директоров филиалов. Любое продуманное обрезание полномочий,  одновременно снимает и часть ответственности с директора филиала. Выполнение плана продаж и привлечение новых клиентов всегда будет на ответственности филиала,  даже если по вине ГК (ЦО) сезонный товар запоздал с прибытием в филиал :-))).

    Если Вы свой выбор остановили на обособленном подразделении без образования юридического лица, то здесь тоже есть варианты. Открытие филиала или представительства, помимо выполнения всех регистрационных процедур, влечет внесение изменений в устав Головной компании, открытие прочих обособленных подразделений не требует внесения изменений в устав.

                                                                                  Автор: Сафонов А.Н. ©2010-2016 г.


    Copyright Сафонов А.Н. © 2010-2024