Вводное замечание: Давным давно, мне частенько приходилось слышать от функциональных руководителей компании, которые напрямую давали поручения филиалам: "Что они там все с ума посходили???!!! Ты им про Фому, а они мне про Ерёму". В самом деле, с чего бы это? Когда то я то же не знал, что на это ответить и озадачился вопросом, недолгие раздумья и поиски привели к опыту партийного строительства классиков марксизма-ленинизма, как никак отделения Партии были в многих странах. Нашёл несколько замечательных сборников Маркса и Ленина, посвященные принципам партийного строительства. Теперь я знаю ответ на этот вопрос, и говорю читайте классиков. Просто у них было всё то же самое: "отделение Партии в Швейцарии неверно трактует и пропагандирует "Манифестъ" а американское отделение и вовсе пропиталось духом анархизма и уже вот уже второй месяц невозможно добиться от них отчета о расходовании партийных средств..." и т.д. и т.п. Значит это просто "в крови" у нас быть такими разными...
Мои методы. Я считаю основной и главной функцией куратора филиалов (управляющего филиалами) быть полезным филиалам. В моём понимании филиал это, своего рода "дойная корова", в том смысле, что филиал приносит выручку компании (дает молоко). Поэтому надо создать филиалу такие условия, что-бы надои росли. Как этого добиться, прежде всего лаской и терпением. В первую очередь надо выстроить нормальную коммуникацию с директором филиала. Воздерживаться от прямых указаний работникам филиала, конечно если время терпит и в филиале не введено прямое "президентское правление". Теперь о ласке. Помогать филиалу (быть коучем для персонала филиала, коуч от слова "делай как я", а не от слова "делай как я сказал"). И уже после того, как вы будете уверены, что в филиале полностью овладели необходимыми навыками (или должны были овладеть) требовать от них выполнения работы в том формате в котором требуется Вашей компании. Теперь о терпении. Требовать выполнения работы от филиала надо всегда спокойно и занудно, как удав заглатывает кролика - медленно но верно и повторять все эти действия с настойчивостью дятла. Филиал, должен не то что бы понять, а прочувствовать, что "проще отдаться, чем объяснить почему они этого не хотят". Все филиалы, которые строятся с нуля, при правильном подборе кадров свободны от этих проблем. Эти проблемы возникают, тогда когда в компании происходит новый скачек развития и работа филиалов в прежнем формате уже не устраивает компанию. Изменение формата работы филиалов всегда трудно и может сопровождается кадровыми потерями. Не все директора филиалов хотят или могут принять новый формат работы. Поэтому задача куратора провести разъяснительную работу, так, что бы директора филиалов сами захотели поучаствовать в переменах, предложите написать их видение ситуации и путей перехода на "новые рельсы", половина воспримет перемены с радостью, лишь бы ничего такого не сочинять, концепции тоже уметь писать надо. С остальными просто посоветуйтесь: "хочу сделать так то и так то, а как бы ты сделал на моём месте", кроме того, что люди успокаиваются, вы получаете ценнейшие идей и советы о том, как вам каким филиалом эффективнее управлять. Самое всё таки болезненное для некоторых директоров филиалов это принять смену их руководителя. Когда ими начинает руководить не Генеральный директор или собственник, а куратор филиалов, даже если должность называется "директор филиальной сети" - это уже не тот директор. Поэтому если вы Генеральный директор, стоящий на пороге создания филиальной сети, подчините сразу филиалы, хотя бы формально, начальнику отдела продаж или любому своему заму, менеджеру, только не себе, даже если в ближайших планах нет найма управляющего филиалами. Потом, когда придет время (1,2 или 3 года) его нанять филиалы легко перенесут этот переход.
Создание службы безопасности в каждом филиале это отдельная тема, буду её затрагивать в других разделах.
Важно! Задачи директору филиала должен ставить его непосредственный руководитель (Куратор). Все остальные функциональные руководители должны ставить задачи через Куратора. Иначе возникает почва для дезорганизации. Директор филиала, если он человек приличный, но систему приоритетов ещё не выстроил, будет стараться выполнить каждое поручение и может "порваться" между большим количеством поручений. Если он немножко Ленин, то Куратору скажет, что есть поручение от финансистов, финансистам скажет, что есть поручение Генерального, а сам в библиотеку и учится, учится и учится. Если уже имеет место такая чехарда, для Куратора Главное не лениться узнавать у всех руководителей, включая Генерального, "а был ли мальчик" было ли поручение. и что конкретно требуется от филиала. В 80% случаях куратор филиала просто обязан быть "переводчиком" и "помощником" директора филиала в выполнении поручений.
Методы, которыми я не пользуюсь. Ниже я привожу методы других людей, как то по-своему выстраивающих свое взаимодействие с филиалами.
Некоторые уважаемые люди предпочитают создавать рабочее настроение в филиале методом "волшебного пенделя", что бы держать его в рамках, узде и еще в чем нибудь.
Кто-то растит "стукачей" в филиалах, бухгалтер стучит на директора, менеджер на бухгалтера и т.д.